На 21.10.11 г. 05:34 онлайн перепись балкарцев в КБР насчитывает:
 
Фамилия: *
Имя:
Населенный пункт:

Христианская епископия Ахохия на Северном Кавказе была создана в домонгольское время

 Нальчикские исследователи Мария и Виктор Котляровы, авторы более пятидесяти книг по истории, этнологии, орографии народов Северного Кавказа, обнаружили место, где располагалась так называемая епископия Ахохия – одна из структур Аланской митрополии.

 Общеизвестно, что тысячелетие назад христианство на Кавказе удерживало довольно прочные позиции. В одном из актов Константинопольской патриархии, датированном 1364 годом, среди владений аланского митрополита Симеона, перечислены и земли «около Алании, Кавказии и Ахохии». Известный ученый В. А. Кузнецов локализует Ахохию в «горной зоне Северной Осетии», но допускает, что она могла занимать и равнину предгорной Большой Кабарды. Другой исследователь – С. Н. Малахов – также придерживается версии локализации Ахохии на Северном Кавказе, определяя ей епископальный центр в районе Нальчика и считая, что она была создана и функционировала уже в домонгольское время, ибо наиболее ранние следы христианства здесь зафиксированы в VIII-IX вв.

Он же констатирует: нам неизвестно, где «находился центр и главный храм епископии Ахохия, но то, что она в XIV в. существовала и была подчинена аланскому митрополиту, вполне достоверно».

Нальчане Мария и Виктор Котляровы уверены: они нашли именно легендарную Ахохию, которая располагалась в Кабардино-Балкарии, неподалеку от селения Каменномостское. Доказательств этому предостаточно и главное в том, что за последние три года на небольшой территории в несколько квадратных километров обнаружено более двух тысяч (!) христианских крестов – самых разных: из железа, бронзы, серебра; от крошечных до огромных: нагрудных и нательных. Среди них уникальнейшие: ампулы, кресты-подвески в круге, кресты с двойным изображением святых на концах, подвески с пунсонным изображением креста и т. д.

Материал, как считает ученый С. Н. Малахов, «уникальный, как и само место, которое заставит посмотреть на историю христианства на Северном Кавказе совершенно иначе. Если бы археологический комплекс не был разграблен, а исследован по всем правилам науки, то мы могли бы иметь эталонный памятник, на основе которого, можно было бы более точно выстроить хронологическую шкалу истории массового распространения христианства на Северном Кавказе, уточнить историю металлообработки , культурных и торговых связей с Закавказьем, Византией и Русью, расширить представления об особенностях смены языческой религиозной парадигмы монотеистической христианской.

Находки такого большого количества крестов в одном месте, крестов разнообразных по типу и иконографии изображений на них, в основной массе хорошо сохранившихся – всё это может свидетельствовать об одном: здесь, вероятно, был культовый комплекс, «святое место», возможно, вначале это было языческое святилище, на котором появилась церковь, в которую христианизированное местное население приносило свои вотивные подношения – кресты и прочие предметы. Время бытования комплекса – X-XII века, средневековая аланская культура; открыты следы еще одного ареала устойчивого бытования христианства на Северном Кавказе».

Действительно, приходиться только сожалеть, что все находки разошлись по личным собраниям частных коллекционеров. Остались лишь фотоснимки в архиве Котляровых. Но отраженное на них впечатляет.

И вот что еще интересно. Все кресты найдены не в глубине земли, а практически на поверхности. Порой создавалось впечатление, что, с одной стороны, кресты просто-напросто побросали на землю, втоптав в мягкую почву конскими копытами, а с другой – люди и сами срывали их с себя в преддверии какой-то грядущей опасности, грозящей христианам неминуемой смертью.

Что же это было? Котляровы говорят: «Только одно событие в недавней истории (по залеганию крестов и их сохранности можно вести речь о пяти-шести столетиях) может лежать в основе произошедшего, а именно – нашествие Тамерлана (Тимура), оставившего на исходе четырнадцатого века кровавую память о своем пребывании на территории нынешней Кабардино-Балкарии.

Общеизвестно, что воины Тимура отличались особой жестокостью. Так во время похода на Рум, вспоминал епископ Султании, «Тимур-беку довелось осаждать некий город, расположенный между Арменией и Ангорой и когда он взял тот город, велел побросать всех его жителей в колодцы, все те колодцы были забиты до отказа людьми, которых бросали в них живыми».

Вероятнее всего, воины Тимура поступили также и с жителями епископии Ахохия, уничтожив их и вывесив на этом месте черный флаг. Это означало, что город или крепость стерты со страниц Книги Бытия. Так и произошло – сегодня даже ученые не имеют представления, что находилось на этом месте».

Нальчикские исследователи Котляровы уверены: на территории Кабардино-Балкарии действовало несколько епископий Аланской Епархии, просуществовавших вплоть до XV века: Ахохия – поблизости от нынешнего селения Каменномостское; Кавказия – в районе селения Верхний Чегем и та, что находилась в четырех верстах от крепости Нальчик на Лесистом кургане…  

 
 
Айшат # 29 августа 2011 в 22:04
Нет сомнения что это Аланское наследие.Старики балкарцы рассказывают что в недавнем прошлом балкарцы были христианами.

← Назад