На 21.10.11 г. 05:34 онлайн перепись балкарцев в КБР насчитывает:
 
Фамилия: *
Имя:
Населенный пункт:

Моя родословная (Жабоевы)

 

 

                

 

                        

 

               

 

              ДЖАБОЛАРЫ – ЖАБОЛАРЫ - ЖАБОЕВЫ

 

                                                                                                         

 

     

                                                 Моя родословная

                                              

                                                        …И я спала все прошлые века

                                                               светло и тихо в глубине природы.

                                                             В сырой земле, черней черновика,

                                                         души моей лишь намечались всходы…

 

                                                                                            Ахмадулина Б.А. « Моя родословная».

 

      Проходя через века, отдельный человек остается в неведомой нам вечности, но он всегда передает последующим поколениям свои творения материальной и духовной культуры. За всю историю существования каждый народ выработал и накопил огромные духовные и материальные ценности, которые определяются сегодня как самобытная культура. « Каждый этнос имеет пространственную и временную протяженность, свой генотип, свои биологические и социальные связи, свое обусловленное место на Земле. Без  такой взаимосвязи и взаимообусловленности не может существовать ни один народ. Вне всего этого народ исчезает из пространства, теряется его связь со Вселенной.» - пишет профессор Эфендиев Ф.С.

      Балкарский народ, осмысливая свое место в мире, заботился, в том числе и о своей исторической памяти, о том духовном наследии, которое он оставит детям, внукам, правнукам. Например, в предисловии к «Ёзден Адет» - этическому кодексу карачаево-балкарского народа, который обобщает философию и психологию балкарцев и карачаевцев, этнограф Махти Джуртубаев пишет: «Обычаи и традиции, воспитание и этика, как и вся культура этноса, соответствует его духу, образу жизни, истории. Культура – это зеркало жизни, в котором нация узнает и познает себя; глядясь в него, она утверждается в своем стремлении к человечности. В жизни карачаево-балкарского народа были светлые периоды, были и черные времена, но он никогда не забывал духовного наследия своих предков». «Ёзден Адет» учит и призывает оставаться людьми при любых обстоятельствах, он указывает путь чести, достоинства и свободы: « Настоящий человек – благородный человек», «Мать богатства - земля», « Горы и горец – душа и тело», « Горец подаяния не просит», « Горца не победишь, пока не обманешь», « На ложь ответь плевком», « Горец сам не поест, но гостей накормит»,  « В час опасности горец равен семерым», « Народ  делает народом его традиции, человека делает человеком его совесть»,  «Совесть человека отражается на его лице, совесть народа – в его обычаях», « Сеющий ложь упадет в пропасть»,    «Глуп ли ты, разумен ли – будь всегда со своим народом и землей», «Истинное богатство – здоровье и человечность», «Если народ объединится – он станет государством, если не объединится – станет стадом», «Родную речь забывает (только) дурак», «Истинное богатство – земля, остальное ветер», «Знать предков до седьмого колена – долг каждого балкарца», « Кто не почитает предков, тот обрекает внуков на беспутство»,  «В хорошем роду бедняков не бывает», « Скудно ешь и мало проживи – но только будь свободен»…

      Хорошо также известно, что крепким связующим звеном между прошлым и будущим является фольклор, и  в частности, предания о родах. В них запечатлелась древнейшая история народов, отразились этногенетические процессы, этимология топонимических названий, эпонимы и пр.

      Все знают, что проблема исторической памяти обрела особую актуальность в конце 20 века. Данная актуализация связана с развалом Советского Союза и с ростом национального самосознания народов, востребовавших идею национального  возрождения. Одним  из проявлений  возрожденческих настроений стал всплеск интереса к историческому прошлому своего народа, к своей культуре, происхождению рода, фамилии…

            Как появились фамилии? Почему, обычно, принято детям давать фамилию отца? Могло ли имя, прозвище, место жительства, род занятий, внешний вид человека или, просто, частный случай,  стать основой для возникновения фамилии? Сразу ли появились фамилии или складывались на протяжении определенного времени, как они менялись, на основании чего? Как видите, вопросов много. 

      Система топонимики, наименования родов, фамилий складывались веками и часто запечатлевали сложные процессы политического, социально-экономического и культурного развития всего Кавказа.

      Что же такое фамилия? Чем вызвано их возникновение? В "Толквом словаре русского яэыка" В. Даля написано: «Фамилия – семья, семейство, род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство». А в "Словаре русского языка" Ожегова С. И. мы можем прочитать, что:    «Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени». Простейшее определение фамилии дает В. А. Никонов: « Фамилия- имя членов семьи, переходящее на несколько поколений (в отличие от имени индивидуального и  отчества, наследуемого только одним поколением)».

      Предания, легенды, истории родов и фамилий свидетельствуют о том, что фамильные наименования у балкарцев часто происходили от собственного имени основателя фамилии.  

         О роде Жабоевых в балкарском народе существуют любопытные предания, народная песня  « Бекмырзала, Къайсынла» или « Жабока», фразеологизмы, шутки.

      Я приведу обобщенный вариант народных преданий, взяв  за основу рассказы, записанные этнографом Далхатом Таумурзаевым:

      «У подъезда к селу Безенги, слева, протекает речушка Усхур. На ее берегу, чуть поодаль, и поныне стоят руины замка Жабо. Вопрос о том, кто же все-таки отстроил этот замок, давно не давал нам покоя, поэтому мы прямиком отправились в дом Жабоева Тебо (действие проходило в 1975 – прим. автора). Тебо -  девяностовосьмилетний приветливый аксакал, очень радушно и почетно нас принял, угостил, выслушал и начал свой рассказ.

- Отец моего отца – Габола,- произнес он – возраст которого в 1913 году перевалил за сто двадцать лет, часто рассказывал историю начала нашего рода. По его версии она начинается от внука Крымского хана Ак-Болата  – Чолура. Чолур рос статным, удалым парнем. Когда он возмужал, ему начали подбирать невесту, и остановились на одной девушке, которую, как оказалось, уже просила замуж семья другого хана. Чолур вступил в конфликт со своим соперником и  убил его. Уходя от преследователей, он дошел до села Былым.  Тут он переждал некоторое время, затем вернулся в Крым, где получил ярлык, подтверждающий его принадлежность княжеской семье. Вернувшись в Былым, он построил крепость на скале Шылтыран, что у моста Айланмала. Обосновавшись тут, Чолур обложил ясаком всех путников, проходящих по Баксанскому ущелью. Кроме того, собрав отряд крепких молодцов, он устраивал набеги на близлежащие поселения и держал в страхе всю округу. Так тянулось несколько лет, пока люди из близлежащих сел не организовали карательный набег. Сборное войско, в составе которого был и кабардинский отряд, разгромило отряд Чолура и разрушило крепость. Сам Чолур чудом остался жив и бежал в Холам.

В Холаме он вновь построил замок, обзавелся семьей, завладел близлежащими землями, в том числе и северным берегом реки Холам (Черека - Хуламского). На его обширных землях возделывали пшеницу и ячмень, да так, что, по словам очевидцев, всадник, въезжающий в него, терялся из виду. Холамцы были недовольны таким положением дел и несколько раз осаждали крепость, но завладеть ею им не удавалось.

У Чолура было четверо сыновей: Бийнёгер, отец самого Жабо – Батыр-Мырза, Курданбий и Магомет (Таппасхан). Старшему сыну – Бийнёгеру,  привезли невесту из Кабарды,  Батыр-Мырзе – девушку по имени Жабо, из рода князей Бийкановых, что в Балкарии.

Чолур, когда разузнал подробности о том, что жена его сына – Бийнёгера – дочь кабардинского князя,– родная сестра его кровника – того самого князя, который возглавил карательный кабардинский отряд, стал вне себя. Взбешенный Чолур не находил себе места, но и признать своей оплошности не хотел. Он выждал момент, когда брат невестки приехал в Холам проведать сестру, принял его как почетного гостя, а ночью убил. Да не абы как, а зарезал, затем расчленил тело, сварил в огромном казане и  отправил казан с останками родителям. Поэтому Жабоевых в народе нередко называют «адам ашаучула» т.е. «людоеды».

Отец невестки тут же собрал карательный отряд и отправился в Холам. Невестка же, прознав о трагической гибели брата, открыла тайком ворота осажденной крепости. Отряд кабардинцев при поддержке холамцев, давно точивших зуб на спесивого Чолура, захватил крепость и перебил все живое. Спастись удалось лишь троим: двум сыновьям Чолура – Курданбию и  Магомету, да жене Батыр-Мырзы – Жабо Бийкановой.

Курданбий сбежал в горы, а оттуда – в Сванетию, где и обосновался. И поныне среди сванов есть род, называемый «Курдания» - это прямые потомки Курданбия.

Магомет же побежал к Череку – Хуламскому. Он был на редкость большим и сильным человеком, но пойти против большого карательного отряда  он не осмелился. Выждав момент, он с риском для жизни, удачно перескочил через Черек, на его южный берег. Преследователи остановились на том берегу в полном замешательстве, а один из них выразил всеобщее удивление и восхищение: «Ай итден туугъан, не тап басды!»  («ай, рожденный от пса, как удачно (ловко) он перескочил (переступил)»). Так Магомет ушел в Чегем, где сменил имя на «Тапбасхан» и стал родоначальником фамилии Таппасхановых.

Но вернемся в крепость. Отряд обыскал всю территорию замка, но не найдя никого отправился восвояси . Тут-то и вышла из своего укрытия Жабо. Когда она поняла, что силы не равны и крепость будет захвачена, Жабо потихоньку спустилась в погреб и спряталась под большим корытом для варки варенья. По преданию, вместе с ней под корытом оказался и домашний пес –  кавказская овчарка, по кличке Гез. Поэтому, иногда в шутку, Жабоевых в народе называют «Гезлары» - итден туугъанла» (Гезовы - рожденные от пса.)

Жабо была беременна, но, несмотря на это, сумела преодолеть перевал и прийти в отчий дом, в Балкарию. Погромщики, конечно, заметили уходящую из крепости женщину и решили ее догнать, но она все-таки успела дойти до отцовского дома. Ее отец преградил им путь и предупредил, что если с головы его дочери упадет, хотя бы один волос ни один из них живым не выйдет из Черекского ущелья. И преследователи были вынуждены ретироваться.

      Через полгода Жабо родила мальчика, которому, с целью уберечь сына от кровников, дала  свое имя. Жабо воспитывался в доме матери, у Бийкановых, до совершеннолетия. Затем, дед женил его и вернул в крепость деда – Чолура, помог восстановить крепость, обзавестись хозяйством. Здесь Жабо основал и поселение Жабо. С тех самых пор крепость называется «Жабо – къала».

  Жабо женился на девушке из рода Абаевых. У них родилось четверо сыновей и четыре дочери. Старший сын – Капойт был высоким и сильным парнем, очень веселым и общительным. В Дигоре, Чечне и Карачае у него было много друзей и знакомых. Капойт женился позже всех своих братьев, примерно в возрасте пятидесяти лет. На тот момент, когда Жабо было около девяноста лет, у Капойта родился сын - Габола – мой дед. Он, как и его отец, поздно обзавелся семьей. Жабо умер в возрасте ста тридцати лет, но все же застал рождение своего правнука, моего отца – Оразая. Ну а после родился я – сказал Тебо и завершил свой рассказ».         

          А, мой отец, Жабоев Ахмат, рассказывал эту же историю, начиная с грузинских корней происхождения рода Жабоевых. Некто, грузинский князь из рода Дадацкелиани (или Дадашкелиани, этот род существует в Сванетии и поныне), скрываясь от кровной мести, бежал через перевал из Сванетии в Балкарию, где потом  и обосновался – построил замок, женился, появились дети, было много друзей, да и врагов было немало. Однажды, будучи в гостях у своего кабардинского друга он увидел симпатичную девушку и, решив, что это его дочь предложил породниться с ним, взяв ее в жены за одного из своих сыновей. Кабардинский князь решил обмануть его и взять за девушку, которая была всего лишь домашней служанкой, хороший калым. Они ударили по рукам, девушку быстренько собрали в дорогу и отправили в замок. А, для большей правдоподобности, кабардинец, решил следом за ними отправить своего сына, чтобы придать этому мероприятию большую солидность. Но за более чем 12 часов, кортеж с невестой успел прибыть в замок, играли свадьбу, а счастливая невеста сидела у окна и разглядывала окрестности. И вдруг, на дороге к замку, она увидела всадника, узнав в нем хозяйского сына, она захлопала в ладоши и закричала: «Смотрите, смотрите, мой хозяин едет, мой князь едет!» Тут, конечно, весь обман и раскрылся. Оскорбленный и взбешенный отец семейства приказал схватить юношу, его зарезали, дальнейшие события подробно изложены выше, в рассказе Тебо.

          Фамилия Жабоевых характерна и тем, что из ее древа, как пишет профессор А.И. Мусукаев, отпочковались и другие известные балкарские фамилии, а именно: Таппасхановы, Аккизовы, Акбулатовы, Непеевы, Макитовы, Кюйгеновы.   

          О родовом замке Жабоевых можно написать отдельную историю, поскольку он является одним из интереснейших памятников Балкарии эпохи позднего средневековья. Этот мощный, грандиозный замок расположен в 5 км. к северо-востоку от селения Безенги в Холаме, и находится на самой вершине труднодоступной горы. Замок Жабоевых относится к XIVV векам - это «из монументальных памятников средневекового зодчества Кабардино- Балкарии, одно из самых уникальных сооружений с усовершенствованной планировкой»,  восторженно пишет о нем историк Исмаил Мизиев. Ему вторит известный краевед Тимур Шаханов: «Это одно из самых эффектных памятников такого типа на всем Северном Кавказе», искусствовед Анна Яковлевна Кузнецова также подчеркивала достоинства замка: «Общий внешний силуэт замка – компактно слитые центральные помещения и две башни, фланкирующие их по краям, воскрешают в памяти средневековые рыцарские замки Западной Европы». Жабоевы периодически устраивают у подножья замка родовые сборы, встречи, с целью знакомства подрастающего поколения друг с другом, обсуждения и решения насущных проблем, часто эти встречи выливаются в настоящие праздники…

            Отрадно отметить, что в 2003 году в рамках федеральной целевой программы «Сохранение культурного наследия народов РФ», началось финансирование работ по комплексному исследованию и реставрации восьми памятников археологии и архитектуры федерального значения, расположенных на территории Черекского и Чегемского районов КБР. Кроме исторической значимости, эти археологические памятники обладают огромной социально – политической значимостью для КБР. Замок Жабо – къала входит в эту восьмерку!     

                                                           Список использованной литературы    

1. Бабаев С.К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и   карачаевского народов. Нальчик, 2000г.

2. Джуртубаев Х.Ч. Балкарские и карачаевские фамилии. Нальчик, 1999г.

3. Ёзден Адет. Этический кодекс карачаево- балкарского народа. Сост., предисловие и комментарии М.Ч.

Джуртубаева. Нальчик, 2005г.

4.  Котляровы М и В., Шогенова Ж. Хуламо- Безенгийское ущелье. Нальчик. 2005г.

5. Кудаев М.Ч. Карачаево- Балкарская этнохореография и символика. Нальчик, 2003г.

6. Лавров Л. И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009 г.

7. Мизиев И. М. Народы Кабарды и Балкарии в 13 – 18 веках.     Нальчик, 1995г.

8. Мизиев И. М. Средневековая Балкария. Нальчик, 2009г.

9. Мусукаев А. И. Балкарский тукъум. Нальчик, 1978г.

10. Мусукаев А. И. К истокам фамилий. Нальчик, 1992г.

11. Таумурзаев Д. М. Голлу. Легенды, предания, повествования. Нальчик, 1993г.

12. Шаханов Т. Б. Записки краеведа. Нальчик, 2004г.

13. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999г.

14. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик 1982г.

15. Карачаево – Балкарские народные песни. Нальчик, 2001г.

Газеты

16.  Коммунизмге жол. 13ноябрь1976г.

17. Кабардино – Балкарская правда. 1 июля 2006г.

18. Газета Юга. 23 августа 2007 г.

                     

Голосов: 0    || Просмотров: 399
Adam Adam # 29 июля 2011 в 15:18
Машаллах! Как красиво все описано! Сразу видно, человек уважает своих предков и свою историю! Так держать!

← Назад